[главная :: сценарии.мизантропии :: раздражение]




Вадим Климов и Маргарита Кривченко. Раздражение. январь, 2006

1. Комната героя. Герой, художница.

(+3)

Герой завтракает, сидя в кресле. Крупный план.

Оператор сидит на подлокотнике и снимает чуть выше уровня лица. Длинная сцена.

Герой заканчивает, поднимается с кресла и подходит к шкафу. Одевается.

Одежда оказывается на несколько размеров больше. Герой выглядит уставшим, бросает одежду на пол и снова садится в кресло.

Поднимает с пола ручку и несколько листов бумаги, пишет:

Тело становится все меньше и меньше. Одежда больше не подходит.

В комнату заходит художница. Осматривает одежду на полу, пишущего героя. Тот ее заметил, но не показывает этого, думает над следующим предложением.

 

2. Крыша дома. Чиновник.

Чиновник идет по крыше дома близко к краю. Съемка с двух ракурсов: из-за плеча и снизу издалека.

Камера резко объезжает человека. Другой ракурс. Что-то черное летит вниз рядом со стеной дома.

Чиновник уже на четвереньках, стоит у края крыши и тяжело дышит. Он разворачивается и немного отползает. Затем сблевывает.

Демонстрируя неудобство движений, в своем пиджаке, пальто, достает из портфеля камеру и на вытянутой руке, другой рукой опираясь, снимает себя, снова сблевывает.

Чиновник с трудом поднимается и идет дальше. Камера снимает сверху по диагонали, чтобы в кадр попадали люди на улице.

 

3. Комната героя. Герой, художница.

Художница поднимает одежду с пола и кладет в шкаф. Герой пишет, сидя в кресле.

 

4. Магазин. Чиновник, МЧ-психолог, продавщица.

Чиновник с подтеками блевоты на пальто заходит в маленький пустой магазин. Продавщица читает книгу.

Он подходит к прилавку, достает деньги.

В магазин вбегает МЧ-психолог в костюме, в руках дощечка с прикрепленными бумагами и ручка. Он подскакивает к прилавку и обращается к продавщице и покупателю.

- В нашем городе слишком много грязи, мусора. Как вы считаете?

Продавщица откладывает книгу, внимательно смотрит на него.

- Вы что-то хотите?

Чиновник показывает пальцем на витрину, но не успевает ничего сказать.

Психолог говорит продавщице:

- Вы согласны со мной?

- Да. Вы будете что-нибудь брать?

- Да. С чем именно вы согласны? Что вас больше всего не нравится: тротуары, метро, люди?

Он делает пометки в бумагах. Продавщица собирает разбросанные чеки в коробку и вытирает ладонью прилавок.

- Я живу на первом этаже. У меня под окнами свалка. Тута кидают все подряд. Пустые бутылки, гнилье, собаки срут только в нее. Дворничиха отказывается убирать. У моей подруги, мороженщицы, тоже дочь, ей пять лет. Мы договорились по очереди убирать.

Чиновник прислоняется к витрине и закрывает глаза. Человек в костюме быстро пишет.

- Хорошо. Дайте ваш адрес. Этим кто-нибудь займется.

Продавщица диктует адрес. Человек рассматривает ее имя на бэйдже, записывает и его. Потом поворачивается к чиновнику.

- Вы тоже согласны?

- Я хочу минеральной воды, - говорит чиновник.

Продавщица:

- Даже воду из-под крана пить невозможно.

Психолог:

- А еще? Что вас беспокоит?

- Метро. И собаки. Дайте бутылку Бонаква, двухлитровую.

Психолог записывает. Продавщица дает бутылку.

Чиновник открывает крышку, вода плещется ему на пальто, он растирает и пьет. Ему становится немного лучше.

Психолог удовлетворенно кивает и отходит на пару шагов назад.

- Где вы живете? - спрашивает он.

- В этом доме. Я болен. Простуда, или нет. Может, что-то похуже.

Психолог снова кивает, записывает и протягивает ручку

- Теперь вы оба должны расписаться. Вот здесь. Это вас ни к чему не обязывает. Просто опрос.

 

5. Темное помещение с мониторами. МЧ-психолог, Д-психолог, психолог.

МЧ-психолог в прихожей. На него смотрит Д-психлолог. Она помогает ему снять пальто.

Молодой человек с ней небрежен. Подняв портфель с пола, он идет к комнате, останавливается у двери, оборачивается.

Демонстрация легкого презрения. Девушка уходит по коридору на кухню. Пока ее еще видно, говорит:

- Заходи. Он ждет.

Чиновник, опуская глаза, кивает и заходит в комнату.

В темной комнате везде компакт-диски. За компьютером сидит женщина-психолог. Это место освещено прожектором, прикрученным к стене в качестве лампы.

Не поворачиваясь, смотря в монитор, женщина недовольно говорит:

- Опять?.. Опять по-старому? Те же самые проблемы?

Молодой человек кивает, смотрит в сторону. Он тоже недоволен, но не может явно это демонстрировать.

Женщина берет со стола бутылку пива и делает несколько глотков. Поворачивается к МЧ-психологу, держа бутылку в руке.

Тот конфузится.

- Да, - говорит он. - Да, опять. Все по-старому.

Небольшая пауза.

Молодой человек:

- Сегодня вообще ничего не получилось. Я подключил вашу камеру к своей, все тоже самое. Какие-то щелчки, левая сторона кадра погасла. Правая видна, но с каким-то пятном в центре.

Женщина еще раз прикладывается к бутылке.

- Мерцание появляется? - спрашивает она.

Молодой человек задумывается.

Он с самого начала нервничает, и уже вспотел. Мокрое лицо блестит.

- Нет, мерцания, вроде, нет.

Психолог кивает, ставит бутылку на стол. Когда она поворачивается к компьютеру, Чиновник добавляет:

- Вроде нет, но потом может появиться... Или еще хуже... Нам нужен профессиональный оператор. Без этого мы никуда не продвинемся.

- Было еще хуже. Сейчас, может, и не будет.

МЧ быстро кивает, демонстрирует согласие, но женщина уже не смотрит на него.

Молодой человек собирается уходить, но вспоминает.

- Но что делать с камерой? Снова снимать?

Женщина смотря на монитор:

- Снова снимай.

- Хорошо.

- И, ладно, найди оператора. Будет тоже помогать.

Он выходит из комнаты, берет с вешалки пальто, одевает. Потом зовет:

- Света.

Никто не отвечает, и он просто стоит в коридоре. Потом застегивает пуговицы на пальто и выходит.

Дверь просто так не закрывается. Некоторое время он возится с ней. Потом, плотно прижав, быстро сбегает по лестнице.

 

6. Комната чиновника. Чиновник, девушка.

Человек лежит на кровати без движения, смотрит в одну точку. Рядом с кроватью стоит бутылка минеральной воды.

В дверь звонят. Он приподнимается на локте, осматривает комнату. В комнате беспорядок. Потом снова ложится.

В дверь звонят еще раз, потом открывают ключом. Кто-то возится в прихожей. Через некоторое время в комнату заходит девушка. Она осматривает комнату. Поднимает носки, бросает в угол.

Потом садится на стул у кровати. Открывает сумочку, достает складное зеркало, раскрывает и кладет рядом на тумбочку.

Чиновник молча смотрит на нее, лежа в кровати.

Девушка спрашивает:

- Как дела?

- Я все-таки заболел.

- Да?

Девушка кладет руку на его лоб, смотрит в глаза.

Чиновник резко убирает ее руку.

- Холодная, - говорит он.

- Прости.

Они молчат.

Потом девушка спрашивает:

- Ты ел?

- Нет. Мне все равно.

Девушка быстро выходит из комнаты. Слышно, как она возится на кухне.

Она приносит открытую банку консервов и хлеб.

Чиновник жует.

- Если позвонит этот, писатель, скажи...

- Какой писатель?

- Максим.

Чиновник злится.

- Если он позвонит, скажи, что я никуда не пойду сегодня.

Девушка кивает.

- Хорошо, - говорит она.

- Он, кстати, может и без звонка прийти, - задумывается. - Скажи ему, что я болен.

Девушка снова кивает.

- Хорошо бы вообще недели две не встречаться с ним. Он действует на меня угнетающе.

Девушка спускается по лестнице. Она задумалась, улыбается.

 

7. Комната героя. Художница, герой, мать и отец героя, старуха.

Квартира героя. Семейный праздник. Накрытый стол в центре комнаты. Вокруг сидят родители героя, герой и старуха.

Тарелки пустые. Никто ни к чему не притронулся. Все ждут художницу.

Стол накрыт красной скатертью. Крупный план белой тарелки. На тарелке перекрещенные крестом черные нож и вилка. Под нацистский флаг.

Слышно, как открывается входная дверь. Камера остается в комнате со столом. Некоторое время из коридора доносится шум. Вставки темного экрана с невразумительным движением.

Потом появляется пьяная художница с бутылкой пива в руке. Придерживаясь за разные предметы, она подходит к столу. Обходит, неудачно опирается об угол и падает на пол вместе с салатницей.

Никто не произносит ни слова. Напряженные, все сидят без движения. Только старуха немного улыбается.

Девушка поднимается, берет часть салата, вывалившегося на пол. Кладет на стол. Расстроенная мать героя сидит, потупившись. Пару раз как можно незаметнее смотрит на испачканную скатерть.

На полу валяется бутылка, остатки пива вытекли.

Девушка идет дальше, задевает стул, приготовленный для нее. Съемка частично ведется с балкона через стекло окна.

Садится, плюхнувшись на диван. Берет со стола пакет сока, наливает в бокал. Неудачно. Пытается взять его и сок проливается.

Пьет из пакета и валится на диван. Теперь пьет лежа. Больше половины стекает по подбородку.

У матери наворачиваются слезы. Резкий скачок камеры на старуху. Та же дебильная улыбка.

Отец вскакивает со стула и начинает орать:

- Вон отсюда. Пьянь, забористое чмо, гнида.

Поворачивается к герою.

- И ты убирайся. Такая у тебя девушка? Ты - недоносок. Это ты во всем виноват. Что у нас нет денег даже вылечить бабушку.

Отец показывает на улыбающуюся старуху. Мать героя совсем разревелась.

Герой резко встает со стула, задевая стол. Тарелки, бокалы - все сдвигается. Герой идет в коридор.

- И пьянь свою забирай. Нам она ни к чему, - орет отец.

Мать ненадолго приходит в себя и одобрительно кивает.

Герой с шарфом и накинутым на одну руку пальто возвращается в комнату и тащит за собой художницу. Она уже закрыла глаза и почти спит.

Когда девушку почти выволоки, она хватается за скатерть и все валится на пол. Старуха, улыбаясь, тянет со своей стороны.

Мать в растерянности. Герой с силой дергает художницу. Та отпускает скатерть.

Отец не выдерживает и кидает в них рюмку. Не попадает. Старуха тоже что-то кидает.

Герой выталкивает художницу в коридор, оборачивается и с ненавистью смотрит на семью.

- Я знал, что так все и получится. Нельзя было соглашаться.

Отворачивается, идет в коридор и тихо проговаривает:

- Тупые плебеи.

Мать успевает схватить отца, когда тот рвется к герою.

- Не нужно, Володя, - причитает она. - Он просто не понимает.

- Сукин сын, - орет отец. - Больше чтоб его не пускали.

В коридоре включается свет. Видно, как герой медленно застегивает пальто. Он уже спокоен.

Он говорит:

- Сам сукин сын.

Накидывает пальто на плечи художницы, и они уходят.

 

8. Подъезд, комната психолога. Психолог, МЧ-психолог, Д-психолог.

Психолог и два помощника поднимаются по лестнице. Психолог идет впереди и рассказывает. Помощники несут сумки с бутылками. Молодой человек - пакет с пивом, девушка - двы трехлитровых пакета вина, по одному в каждой руке.

Помощники немного отстают, им плохо слышно, они постоянно переспрашивают.

Психолог:

- Есть вещи, с которыми все согласны. Экология, гигиена беременности, социальная справедливость. Если они согласны, они подписывают ваши бумаги.

Молодой человек:

- Я бы сначала подумал.

- Вам открывают, вы вставляете ногу в дверь. Так все и делается обычно.

- Где делается?

- Среди домовладельцев. Общество нуждается в небольшой услуге с их стороны. Простая задача, элементарные начальные условия.

- Какие условия?

- Вежливость, внешний вид. Приличный костюм, никакого запаха изо рта. Они ставят подпись, вы берете их адрес.

- Что делать с подписями?

- Ничего. Адрес заносите в файл, бумаги выбрасываете.

Они поднимаются на нужный этаж. МЧ-психолог открывает дверь, пропускает остальных вперед.

В прихожей стоит девушка-2 с включенным пылесосом. Вошедшие раздеваются, проходят в комнату вместе с сумками. Все это время работает пылесос.

Девушка-2 выключает пылесос.

Психолог:

- Принеси стаканы и каких-нибудь бутербродов.

Помощники смотрят друг на друга и улыбаются. У молодого человека уже открытая бутылка пива в руке, он делает глоток.

- Опять будете пить?

- Нет, будем работать.

 

9. Комната героя. Герой, художница.

Художница в кресле читает книгу. Герой просыпается в кровати, смотрит на нее.

Художница наблюдает, как он встает, одевает просторные брюки и рубашку.

Художница вскакивает с кресла, подбегает к герою и толкает на кровать. Потом наваливается на него, бьет по щекам, тянет за волосы.

- Тебе мало тело, да? Мало - отвечай?

Герой совершенно пассивен, даже не пытается сопротивляться.

Художница:

- Почему ты одеваешь все это белье на несколько размеров больше? Где ты его берешь?

Она зажимает рот герою и начинает душить.

- Где ты его берешь, я спрашиваю?

Герой убирает ее руки и сталкивает с себя. Пробует подняться с кровати, но художница грубо сбивает его.

Потом хватается за штаны, за рубашку и тянет их, пытаясь разорвать.

Она кричит:

- Я не понимаю, зачем ты это делаешь? Кому ты что доказываешь?

Герой отцепляет ее руки от белья, разжимает пальцы.

- Ты же писатель, почему ты в этом белье? Как пидор, как вонючий идиот?

Герой высвобождается, но художница снова наскакивает на него и дает пару пощечин, хватает за волосы.

- Ты же писатель. Вот и пиши. Иди, пиши. Оденься во что-то нормальное.

Художница заходит в комнату с двумя чашками кофе и несколькими бутербродами на тарелке. Герой сидит в кресле с ручкой и чистыми листами бумаги.

Он смотрит, как художница садится в кресло рядом с ним.

Говорит расстроено:

- Я не могу писать, когда поел... ты знаешь.

Художница ставит чашки и тарелку с бутербродами на стол, она довольна и выражение лица после слов героя не меняется.

Герой продолжает:

- Мысли уходят, когда поел.

Они просто сидят.

- Но... все равно ничего не получится... сейчас. И без того нет мыслей.

Герой берет со стола бутерброд, надкусывает. Художница идет застилать кровать.

Застилая, она говорит:

- Нет. Ты будешь писать. Бутерброды - это отговорки. Ничто не может помешать писателю. Мысли приходят, когда ты уже пишешь. Так что пиши.

Герой смотрит на нее, прожевывая бутерброд. Запивает кофе.

Художница заканчивает с кроватью и выходит из комнаты.

 

10. Переход метро. МЧ-психолог.

Камера спускается в переход метро.

Старушка просит немного мелочи. Парень с девушкой курят и разговаривают. Спят собаки. Два алкоголика сидят на ступеньке, один другому что-то оживленно рассказывает. Кто-то звонит по телефону.

Камера подходит к аптечному киоску, оператор спрашивает что-нибудь от простуды, протягивает деньги, берет лекарства и сдачу.

Смена ракурса. МЧ-психолог поднимается по лестнице, убирая деньги в карман. В руке лекарство от простуды.

 

11. Квартира чиновника. Чиновник, психолог, мать чиновника.

Открытая входная дверь квартиры. Чиновник через решетку беседует с психологом.

Она записывает, держа в руках дощечку с бумагами, ручку и небольшой полиэтиленовый пакет, в котором звенят пара бутылок.

- Сколько вам лет?

- Двадцать один.

- Нет, это не подходит. Давайте напишем, что вам тридцать два. Эта группа у нас не охвачена.

Чиновник устало кивает.

Женщина продолжает:

- Род занятий?

Чиновник молчит.

- Чем вы занимаетесь?

- Я немного... я не знаю. Я немного снимаю.

- Что снимаете?

- Ну... фильмы. Я все делаю только для себя.

- Как это?

Женщина задумывается.

- Давайте я напишу, что вы женщина.

Чиновник недоуменно поднимает на нее взгляд, до этого он смотрел в пол.

Он спрашивает:

- Что вы имеет в виду?

- Я так напишу, потому что женщины тридцати - тридцати пяти лет у нас почти не охвачены. Будет неплохо, если я принесу такие анкеты.

- Я не знаю...

Психолог записывает.

- Хорошо, - говорит она, не отрываясь от бумаг. - Как лучше записать?

- Что?

- Род занятий.

- Напишите - кинооператор.

Женщина записывает.

- Уровень дохода?

Чиновник снова молчит. Опирается на решетку.

- Более тысячи долларов, от пятисот до тысячи, менее пятисот?

- Менее.

Он совсем устал.

- Можете дальше сами заполнить?

- Могу, но нужно, чтобы вы тоже знали.

- Зачем?

- Вам могут позвонить из офиса и задать те же самые вопросы.

- Зачем?

- Чтобы проконтролировать меня. Это быстро.

Женщина зачитывает, начиная с начала.

- Женский, тридцать два года, кинооператор, меньше пятисот, за мужем, двое детей, кинооператор, до тысячи, несовершеннолетние, машины нет, крысы, тротуары.

- Это не сложно запомнить. Все-таки, половину вы сами придумали.

Женщина протягивает пакет с бутылками.

- Это подарок от нашей фирмы за то, что вы нам очень помогли. Большое спасибо.

Чиновник берет пакет, вытаскивает бутылку, открывает, глотает из горлышка. Психолог теряется и стоит как дура. Молодой человек закрывает входную дверь.

Пока  он стоит в прихожей слышен голос матери.

- Опять пиво, Олег. Ты же только вчера выздоровел. Кто это был?

Чиновник мнется, не зная, куда деть бутылку.

Раздается звонок. Молодой человек открывает дверь, и психолог протягивает ему брошюру.

- Я забыла. Вот, это тоже вам. Здесь о нашей компании, как нас найти. У нас, кстати, много неплохих вакансий. Там все написано. До свидания.

- До свидания.

Чиновник берет брошюру и снова закрывает дверь.

Из комнаты выходит растрепанная мамаша в халате. Как будто только проснувшаяся после пьянки.

 

12. Комната родителей героя. Герой, отец и мать героя.

Герой в квартире родителей. Разговор с отцом.

Отец говорит, что пора бы уже зарабатывать самому. Хотя бы часть.

Герой отвечает, что не видит ни одного способа.

Отец кивает, он недоволен. Мать сидит здесь же, в кресле, занимается какой-то чепухой вроде вязания. Она слегка поднимает голову и изподлобья смотрит на них.

Она говорит, не прекращая своего занятия:

- Да, я согласна с отцом, Родион. К тому же, твоя полдруга. Она какая-то пьяница. Мы видели ее только такой. Это не может все время продолжаться.

Отец проходит по комнате. Он говорит, что денег все равно больше не будет, и эта подруга его тоже совершенно не устраивает, с ней тоже нужно будет еще решать.

Он снова кивает. Берет со стола газету, делает вид что читает, потом откладывает ее.

- Денег все равно больше не будет, - повторяет он.

Герой уезжает.

 

13. Клуб или темное кафе, природа (поляна или опушка леса), туман. Герой, чиновник.

Герой с чиновником в клубе или в темном кафе за столом. Перед ними несколько пустых и полупустых рюмок, четыре кружки пива, две из которых пустые, грязные тарелки с остатками пищи.

Сцена прерывается съемкой на природе. Туман. Человек спиной к камере, что-то делает, немного наклонившись вперед. Оператор подходит к нему. К окончанию сцены он должен подойти настолько, чтобы увидеть, как человек, герой, ест труп птицы.

Герой, после глотка пива ставит кружку на стол.

- Семьи, можно сказать, у меня нет... По крайней мере, отца.

Он улыбается.

- Я бы с удовольствием попробовал мясо умершего отца, но вместо этого буду есть кусок птичьего трупа.

Герой и чиновник смеются. Герой насаживает с тарелки недоеденный кусок.

Съемка людей в клубе или сцены, если это концерт.

Чиновник водит вилкой по тарелке, двигая остатки пищи.

Герой:

- Хочу тебе кое-что предложить. В общем, я еще не точно обдумал, но все равно.

Чиновник смотрит на него.

- Хочу вскрыть себе вены... сидя перед видеокамерой. Из этого получится неплохой фильм.

Чиновник пьет пиво.

- И художнице урок на будущее. Я больше не могу с ней жить. Она страшно надоедлива. Не дает мне развернуться.

- Нужно найти комнату, лучше пустую, чтобы никаких предметов. У себя я не смогу этого сделать. Там художница, ты знаешь. Даже если ее не будет, все равно, вся эта ее одежда, мебель, я не смогу настроиться.

- Установим там камеру, направим прямо на меня. Даже оператор не нужен. Я сам все включу, сяду перед объективом и вскрою себе вены. Это должно реально выглядеть, будем снимать одним кадром.

Чиновник пьет пиво. Ставит кружку на стол, после этого пьет герой.

Чиновник говорит:

- Я хотел бы присутствовать. Все-таки... ты можешь что-нибудь неправильно сделать, тогда вообще ничего не запишется.

Герой отрицательно мотает головой.

- Нет, никого не должно быть. Я не смогу настроиться. Все уйдет, желание, настрой, если со мной будет кто-то еще.

- Это совершенно безопасно, даже полезно... иногда пускать кровь. Это же вены. Кровь очень жидкая. Ее успеет вытечь пол стакана, когда вызовут скорую помощь.

Герой цепляет вилкой недоеденный кусок котлеты с тарелки и отправляет в рот. Затем запивает пивом.

- Нужно, чтобы ты опять не заболел. Мне сложно будет тебя ждать, ты мне необходим.

- Хорошо, я буду. Точно.

Герой кивает.

 

14. Комната героя. Герой, художница, мужчина.

Герой стоит у окна, безучастно рассматривает улицу. Рядом с ним девушка.

Она оживленно рассказывает:

- Я сходила к врачу. Представляешь? Я пришла к нему. Я сказала, что моя проблема в том, чтобы содержать дом в порядке. У него была бородавка на щеке.

- Он спрашивает: почему? Представляешь? Я говорю, потому что это омерзительно. А он начинает рассказывать, что у него дома у входной двери всегда стоит пылесос, уже включенный в розетку. Когда кто-нибудь звонит в дверь, он включает пылесос.

- Он рассказал и рассказывал. Его бородавка все время дергалась. Я не могла ни слова сказать. Я только молчала.

- Но потом, я сказала ему, у вас халат на размер меньше. Он даже бровью не повел. У него были огромные сросшиеся брови. Я долго на них смотрела.

- Представляешь? И все это стоит сто долларов. Ты представляешь это? Я целый час потратила и еще сто долларов.

- В форточку просовывается голова мужчины. Он рассержен.

- Что у вас происходит?

Герой недовольно отворачивается.

Художница:

- А у вас там?

Мужчина меняется в лице.

- У нас загорелась электропроводка. Извините.

Голова исчезает. Съемка через окно.

 

15. Заброшенное помещение. Герой, чиновник. Видеокамера со штативом, бритва.

Герой и чиновник заходят в пустое помещение в заброшенном доме. Общий обшарпанный вид.

Чиновник устанавливает камеру на штатив. Герой некоторое время следит за ним, потом осматривает место, где он будет сидеть. Достает из кармана бритву.

 

16. Две темных комнаты с мониторами и раковиной. Герой, психолог, девушка.

(нужно вставить пару сцен с психологом)

Психолог перед двумя мониторами.

Мониторы показывают одно и тоже. Герой сидит на кровати в темной комнате. Заходит девушка. Они улыбаются друг другу.

Девушка подходит слишком близко к кровати, что бы что-то сделать. Герой достает нож и всаживает его девушке в живот.

Психолог рассматривает все это на мониторах. Герой заходит к ней в комнату.

Он спрашивает:

- Все записалось?

Психолог кивает. Герой идет мыть руки, которые вместе с одеждой испачканы кровью.

Психолог отматывает запись назад и еще раз просматривает.

 

17. Комната чиновника. Чиновник, герой.

Чиновник сметает пустые бутылки и посуду со стола.

Кричит:

- Где эта блядища? Почему ее все еще нет?

Отшвыривает все, что оказывается под ногами. Подходит к шкафу, вытряхивает ее одежду, нижнее белье. Поднимает, пытается порвать.

- Сраная сука. Я второй день ничего не ел. Только пью, она так и не появилась.

Он у книжного шкафа. Несколько секунд рассматривает корешки книг. Потом теряет терпение и вываливает книги на пол, топчется на них.

Здесь же на полках ее кремы и мази, они тоже летят на пол.

- Неугомонная шлюха. Только и делает, что мучает меня. Я совершенно выдохся.

Чиновник поворачивается в угол с креслом. Выясняется, что там сидит герой.

Тот просыпается с бутылкой пива в руке, смотрит на него.

- Ты понимаешь меня, я на исходе, - кричит чиновник.

Герой пьет из бутылки.

Разгром и выкрики продолжаются.

 

18. Оживленная улица. МЧ-психолог, девушка 3.

МЧ-психолог в своем костюме, с бумагами, и девушка на оживленной улице. Они стоят посредине, прохожие обходят их. Психолог записывает что-то в бумагах, девушка с пивом в руках пьет и рассказывает:

- Каждое утро по дороге на работу я видела, как женщина кормила крысу. То есть она тоже шла на работу, но в одном дворе, в арке, она останавливалась и доставала пакетик с объедками.

- Крыса уже ждала ее. Через какое-то время женщина перестала ходить, а крыса просто сидела в этой арке.

- Потом я стала работать в другую смену. И не видела, чем все закончилось. А вот вчера снова вышла в утреннюю. Женщины той нет, а крыса бегает. Уже очень толстая.

Психолог:

- Забавно. Вы любите животных?

Девушка делает большой глоток, мнется:

- Ну... да. У моей подруги есть пудель, очень смешной.

- А собаки на улицах? Как вы относитесь к тому, что в городе так много бездомных собак? Они нападают на детей, как вы считаете?

Девушка открывает рот, чтобы что-то ответить, где-то в стороне раздаются крики и она поворачивается, чтобы посмотреть.

В кадр влезают два подростка. Они корчат рожи и машут руками.

Кричат:

- Телевидение! Там во дворе пожар!

Подростки смеются. Оператор орет. Они хохочут и убегают.

В кадре снова девушка и психолог. Девушка что-то подписывает в бумагах.

 

19. Подъезд, магазин. Чиновник, герой.

Чиновник подходит к подъезду. У дверей подъезда стоит герой.

Чиновник спрашивает:

- Чего ты здесь стоишь?

- Забыл код. Ноги очень замерзли.

Чиновник смотрит на окна своей квартиры.

- Идем, сходим за пивом.

Герой секунду мнется, потом послушно отходит от двери подъезда.

- Ну, как там с твоими венами?

- Не удалось. Получилось гораздо хуже. Все пошло не так, как я себе представлял.

- Еще хуже, чем представлял? - чиновник смеется.

- Вместо вскрытия вен я убил человека... Одну девушку. Это записано на пленку, но у меня ее забрали.

Они заходят в магазин. Камера остается на улице и снимает через стекло витрины.

Чиновник покупает пиво. Герой продолжает рассказывать с картинной жестикуляцией.

Чиновник протягивает закрытую бутылку герою, тот берет и теперь, не открывая, несет ее в руках.

Возвращаясь, герой продолжает рассказывать:

- Мы уже говорили, ты не веришь в судьбу, но все так и получилось.

- Я думал об отце, потом о художнице. Я хотел, чтобы она исчезла, как-нибудь отстала от меня, сдохла. Но потом все-таки передумал.

- Все из-за этих денег. И девушка все-таки умерла.

Чиновник, отпивая из бутылки:

- Я не понял, кому ты отдал пленку? Ты что, идиот? Откуда там взялась какая-то девка? Почему ты не принес пленку мне?

Герой раздражается и почти кричит:

- Ну я же тебе объясняю - случайность, судьба. Там были эти ребята, вонючие психологи. Они и снимали, это была их пленка. Не знаю, почему так получилось. Это из-за судьбы.

Герой подносит бутылку ко рту и выясняет, что та закрыта.

Чиновник допивает свою бутылку, бросает на газон рядом с тротуаром. Какая-то женщина быстро поднимает ее, осматривает горлышко. Потом несет к мусорному бачку.

 

20. Переход. Чиновник, герой. Бездомный, собаки.

Чиновник и герой в переходе. Чиновник снимает на камеру бездомных собак. Герой топчется рядом.

- Ну и зачем ты это делаешь? Для этих психологов? Идиоты.

Герой пинает ногой кусок булки, попадает в ближайшую собаку, та поворачивается и рычит.

Чиновник отвечает:

- Идиоты, естественно. Но не все так плохо. Можно и этих собак поснимать. У меня была работа и похуже.

В метро заходит бездомный, чиновник переводит камеру на него.

Герой отходит к киоску, покупает булочку, возвращается с ней.

Он говорит:

- Это засасывает. Сначала ты подписываешься под каким-то опросом, потом соглашаешься выполнять заказы. Они подчиняют тебя.

- Кстати, тут недавно в мусоропроводе был неплохой сюжет, с мальчиком. Жаль, что тебя не было.

- Они подчиняют, ты перестаешь действовать по собственному желанию. Ты перестаешь вообще чего-то хотеть. Они говорят о переднем крае, и ты снимаешь только грязь, одну грязь.

В процессе монолога герой ест булку.

Чиновник после второй фразы переводит камеру на него. Герой, заметив, что его снимают, меняется в лице, покашливает.

Чиновник спрашивает:

- Ты напишешь текст к этому ролику?

- Можно было бы, но я сейчас очень занят. Скоро совсем не останется времени.

- Напишешь или нет?

- Я попробую. Если не напишу, то не напишу.

- Кидай остаток булки собакам, я это сниму.

- Нет. Я не хочу, чтобы ты снимал меня в этом переходе, с собаками.

Герой демонстрирует отвращение и презрение. Смотрит на часы.

- Мне пора уходить.

Чиновник кивает. Герой идет к лестнице. Чиновник снимает.

 

21. Квартира героя. Герой, художница. Крыса.

Герой ставит пустой стакан на стол, он пьян. На столе разной наполненности бутылки со спиртным.

Покачиваясь, герой идет в другую комнату. Видит, как художница держит крысу и натирает ей зубы белым смоченным порошком.

Художница замечает героя.

Она говорит:

- Кокаин. Я натру ей зубы кокаином. Когда придут твои друзья, она будет кусать их как обычно, до крови.

Герой устало садится куда придется.

- Я хочу джина. Я не хочу всего этого маразма, - машет в сторону крысы. - Какой кокаин? Где ты его взяла?

Художница улыбается, продолжая натирать крысе зубы. Вид невменяемый.

- А если крыса укусит меня, или тебя?

Художница смотрит на героя.

- Тебе-то глупо бояться. Пьянее ты не будешь.

Герой падает с места, на котором сидел.

- Я идиот, - тихо говорит он. - Я убил потаскуху того кинооператора.

Герой достает из-под кровати бутылку, прикладывается и продолжает. Художница не слушает его, натирает зубы крысе.

- Я всадил ей нож в брюхо. У нее был приятный живот. Теперь уже нет, в нем дыра. Вот такая.

Показывает руками, потом чуть сужает ладони.

- Живота больше нет. Девки тоже. Я хотел сделать отличный фильм, но этот пидораз все испортил, он все запорол.

- Я хотел, чтобы он просто поставил свою камеру, включил ее, и я бы вскрыл себе вены. Я читал, это совершенно безопасно.

Художница отвлекается от крысы:

- Ты несешь бред. Ты пьян.

Делая пару глотков, герой продолжает:

- Он ничего не мог сделать нормально. Полчаса он устанавливал камеру на штатив. Никак не мог направить ее на меня. В кадре была только голова и немного правой руки.

- Я пытался объяснить ему, что я правша, я не буду вскрывать себе вены на правой руке, левой, только потому, что он не может направить камеру на правую.

- Он был невменяем. Он уже напился к тому времени. Эта тварь постоянно пьет. Как он может быть кинооператором где-то?

Герой кидает первый подвернувшийся предмет в художницу.

- Ты меня слышишь?

Она поднимает голову.

- Отстань от меня. Я не люблю, когда ты пьян.

- Крыса стала тебе дороже меня. Нужно было выбросить ее вместе с твоими сраными акварелями. Ты мне надоела, я уже говорил.

Художница с раздражением смотрит на него. Крыса пытается убежать.

- Мразь. Ты хочешь скандала? Что ты несешь? Ты пьян, как шесть свиней, идиот, и еще хочешь, чтобы я с тобой разговаривала. Пробка из задницы, вонючая зануда.

Герой выползает из комнаты на четвереньках.

Бубнит под нос:

- Нужно умыться и привести себя в порядок. Гости скоро придут.

Художница легко бьет крысу по голове, чтобы не вертелась, и продолжает заниматься своим делом.

 

22. Квартира чиновника. Мать чиновника, МЧ-психолог.

В прихожей пожилая женщина моет пол.

- Боже, какой свинарник. Ты живешь как в хлеву.

Она с трудом отдирает от пола старые ботинки, из одного достает окурок.

- У тебя же есть подруга. Наташа, что ли? Почему она ничего не делает? Она же девушка.

В дверь звонят. С тряпкой в руках старуха открывает дверь.

На пороге МЧ-психолог. У него большой лист картона - на желтом фоне черная буква Д.

- Здравствуйте.

Женщина кивает.

- Это квартира одиннадцать? Олег дома?

Женщина оборачивается, смотрит на закрытую дверь комнаты.

- Он... Нет, он не может... Что вы хотите? Он очень устал. Он болен. Не может встать.

- Вот это... - психолог протягивает ей лист с буквой. - Это нужно повесить на вашем балконе.

- Что это?

- Последняя буква. Все вместе будет - "Чистый город". Таким образом вы выразите свою заинтересованность в экологии жилых кварталов. Предыдущие жильцы уже согласились. Олег тоже подписался. Вот.

Быстро показывает какой-то листок.

Женщина берет картон с буквой мокрыми руками, остаются следы.

Психолог говорит что-то, но в комнате громко включают музыку. Дальнейший разговор не слышен. Он короткий. В конце женщина подписывает какую-то бумагу, которую ей подставляет молодой человек.

 

23. Комната чиновника. Чиновник, мать чиновника, мужчина.

Чиновник лежит на кровати без движения, смотрит в одну точку.

Он немного приподнимается, берет в тумбочки пачку таблеток - дешевое лекарство от простуды. Запивает минеральной воды, в бутылке осталось немного на дне.

Чиновник выпивает оставшуюся воду и бросает бутылку в форточку. Она попадает в раму и падает на пол.

В форточке появляется голова мужчины.

- У вас что-то горит, - показывает на угол дома со стороны улицы.

Чиновник смотрит на стену со своей стороны.

- Нет. У меня ничего не горит. Я болен.

В комнату заходит мать чиновника. В одной руке мокрая половая тряпка, в другой картонка с буквой Д.

- Кто это, Олег? - показывает тряпкой на мужчину.

- Не знаю, отстань от меня.

Мужчина оживляется:

- У вас что-то горит с моей стороны.

Чиновник поворачивается на другой бок, спиной к окну, закрывает глаза.

Его мать подходит к стене, щепает рукой.

- Горячая, - говорит она.

Мужчина:

- Если ничего не делать, проводка выгорит окончательно. Не сможете даже в сортир сходить.

- Не говорите так при моем сыне. Он плохо себя чувствует.

- Как знаешь, мамаша, я вас предупредил.

Мужчина кидает в чиновника снежок и попадает в голову. Сразу же улезает.

Мать аккуратно стряхивает снег с сына.

Тот открывает глаза.

- Убери это, от нее воняет, - показывает на тряпку.

- К тебе приходил какой-то человек, Олег. Он принес эту букву. Я расписалась за тебя.

- Какую букву? Где ты подписалась?

- Он сказал, что ты уже обо всем знаешь. Даже соседи все согласились. Нужно пойти повесить ее на балконе.

- Я не понимаю, что ты говоришь. Какую букву?

- Он сказал, это последняя. Вместе получается "Чистый город". Жильцы за экологию района.

- При чем здесь я? Ты же знаешь, мне очень плохо. Убери эту тряпку, ты специально суешь мне ее под нос.

- Успокойся, мой мальчик. Вставай, тебе нужно повесить букву на балконе. Я же подписалась за тебя.

- Иди к черту. Мне нужно отдыхать. Я хочу спать.

- Олег, у нас пожар, горит проводка. Если ты не встанешь, мы даже в сортир не сможем ходить.

- Что ты несешь? Мама. Ты совсем свихнулась.

Женщина кладет ему картонку на лицо и открывает дверь на балкон.

- Давай, Олеженька, я все подготовила.

Чиновник встает с кровати. Он в брюках и рубашке. Медленно идет к балкону, но останавливается и садится на край кресла.

- Это невыносимо. Я умираю.

- Давай, Олег. Возьми букву с кровати.

Женщина идет к двери и собирается выйти из комнаты.

Чиновник останавливает ее вопросом:

- Наташа не звонила.

- Нет, - мать отрицательно мотает головой. - Не знаю, где может быть твоя Наташа.

Она выходит из комнаты. Чиновник медленно подходит к балкону и закрывает дверь. Некоторое время он стоит, опершись на стекло, пытаясь прийти в себя. Он очень устал.

 

24. Лестничная клетка, двор, комната для мусора. Герой, дворник, мальчик.

Герой выходит из квартиры. На лестничной площадке слышны детский плач и всхлипы. Он подходит к трубе мусоропровода. Всхлипы доносятся из нее.

Некоторое время герой просто стоит, он задумался. Поднимается на один пролет, потом спускается.

Он идет с дворником к подъезду, из которого вышел. Они поднимаются на нужный этаж.

Дворник (лучше если это женщина) прислушивается, прикладывая голову к трубе. Они поднимаются еще на один этаж к отверстию, в которое кидают мусор.

Дворник вытягивает контейнер и засовывает метлу, двигает ею, как будто проталкивает мусор вглубь. Всхлипы становятся громче.

Герой пробует остановить дворника, но поздно: ребенок срывается и падает в комнату для мусора.

Герой в растерянности. Дворник немного смущен, но с видом выполнившего свою работу достает из трубы метлу.

- Спускаемся, - говорит он.

Они открывают ключами дворника дверь в комнату для мусора. В глубине лежит мальчик. Он напуган.

Дворник бьет его несколько раз метлой.

- Зачем залез? - спрашивает он. - Зачем залез?

Мальчик забивается еще дальше. Герой делает несколько шагов назад, смотрит в сторону, не зная, как поступить.

Резкое панорамирование двора с крыши дома, в кадре оказываются действующие персонажи.

Герой недовольно смотрит на дворника. Происходящее ему надоело. Он достает сотовый телефон, смотрит, не было ли не отвеченных звонков.

Потом убирает телефон, кладет руку на плечо дворника, тот оборачивается. Герой шепчет ему на ухо.

Дворник хитро улыбается, кивает, смотрит на мальчика.

Крупный план мальчика.

- Забирай, - говорит дворник.

Герой заходит в комнату для мусора, и дворник закрывает за ним дверь. Слышен лязг ключей об скважину замка.

Как ни в чем не бывало дворник идет по двору обратно.

 

25. Комната психолога. Д-психолог.

Д-психолог лежит на кровати с пультом в руке и смотрит телевизор. В комнате очень жарко, она лежит поверх застеленной кровати, потная, в одной ночной рубашке.

Девушка нажимает кнопку на пульте, несколько секунд смотрит какой-то канал, потом переключает на другой.

На экране гомосексуальный половой акт. Камера несколько секунд показывает экран телевизора, затем переходит на психолога. Она все так же лежит на кровати с пустым выражением лица.

Потом поднимается, стелит постель, снимает ночную рубашку и ложится под простыню.

Все это время слышны звуки полового акта.

 

26. Комната чиновника. Герой, чиновник, голос художницы.

Герой обеспокоен. Сидит в кресле, не сняв пальто, вспотел. На столе бутылка абсента.

Герой говорит, что время наступило, художница звонит ему на мобильный с шести часов. Сейчас, когда она снова позвонит, чиновник должен взять трубку и рассказать, что он в коме, лежит в больнице.

- Вы же вместе живете, - говорит чиновник. - Зачем все это?

Герой:

- Я с ней порвал, - задумывается. - Я хочу порвать с ней. Это уже невыносимо.

Чиновник проходит по комнате со стаканом в руке. Делает несколько глотков.

- И где ты сейчас живешь?

- Нигде. Пока нигде. Еще не решил.

Чиновник:

- Налей себе, - показывает на бутылку с чистым стаканом.

Герой мотает головой. Еще рано, говорит он, после телефонного разговора.

Звонит телефон. Герой протягивает чиновнику трубку. На лице легкое раздражение и испуг.

Чиновник:

- Да, алло.

- Нет, его нет. Он в больнице, в коме. Но кризис миновал, можно не беспокоиться.

- Врачи именно так сказали.

- Не знаю.

- Его друг, однокурсник.

Чиновник отходит дальше и его становится неслышно. Герой нервничает.

Чиновник возвращается. Герой пытается узнать, как все прошло. Успевает задать два вопроса и снова звонит телефон.

Он протягивает трубку чиновнику, но тот отказывается, говорит, что уже расслабился, не то состояние теперь.

Звонки прекращаются, но через время возобновляются. С третьего раза чиновник соглашается снова взять трубку. Теперь он не выходит из комнаты, а разговаривает, стоя рядом с героем.

На репликах художницы в кадре что-то абстрактное, с ней не связанное.

Художница:

- Как мне держать с вами связь?

- Где-то раз в неделю я бываю в больнице...

- А какая больница? У них есть телефон? Номер у больницы есть?

- Я не помню, нужно смотреть, сейчас я не могу сказать.

Пауза.

- Можно со мной держать связь.

- А как, когда вам звонить?

- На этой неделе я уже был в больнице, так что недели через полторы можно будет позвонить, я тогда расскажу, как он.

- Спасибо вам.

- До свидания.

- До свидания. Спасибо.

Чиновник возвращает трубку герою. Тот снова выспрашивает, как она реагировала, с какой интонацией.

Чиновник безразлично отвечает, прикладываясь к стакану с абсентом. Один раз наливает из бутылки и готовит себе коктейль с поджиганием. В этот момент его больше беспокоит пламя.

Он задевает ногой стол и часть абсента проливается на скатерть, абсент горит. Чиновник улыбается, вяло тушит пламя на столе.

- Многое не получилось, - говорит герой, облокачиваясь на спинку кресла.

Он тоже пьет абсент и один раз бьет по пламени ладонью, чтобы затушить.

- Все прошло не так, как я представлял.

Чиновник улыбается.

Герой поворачивается к нему.

- Но все равно спасибо.

Чиновник кивает.

 

27. Магазин. МЧ-психолог, продавщица.

МЧ-психолог разговаривает с продавщицей.

- Я говорил с вашим дворником. Я сказал ему, что его талант в способности поддерживать чистоту на улице. Это - основное его умение, главный талант. Подметайте ее так, сказал я, чтобы, идя по ней, прохожие были счастливы.

- Да, да. Я с вами согласна.

Психолог:

- Ваша улица блестела бы от заботы, каждый бы удивлялся.

- Да. Я согласна.

- Всем движет любовь человека к своему делу.

Продавщица кивает.

Психолог:

- В конце концов он согласился со мной. Сказал, что до этого просто ни о чем таком не думал. Только тянул свою лямку. Ради семьи, детей. У него шесть мальчиков и одна девочка, вы знаете?

- Да. Это интересно.

- Он был очень доволен, когда узнал, что кто-то интересуется его работой. Он не думал, что психологам небезразлична его судьба.

- Он всегда казался мне слишком замкнутым. Никогда не видела, как он покупает что-то кроме хлеба и выпивки.

- Да, - продолжает психолог. - Такие люди нуждаются в помощи. Я как психолог должен был вмешаться. Меня это беспокоит.

- Я с вами согласна. Хотите газировки с печеньем?

Психолог отрицательно мотает головой. Он собран и готов действовать дальше.

- Нет, меня еще ждут несколько человек. После работы, часов в девять я к вам еще зайду.

Продавщица улыбается.

- Буду вас ждать.

Психолог выходит, сталкиваясь в дверях с группой пьяных мужчин.

 

28. Комната для мусора, заброшенное помещение. Герой, мальчик.

Мальчик щелкает зажигалкой и освещает свое лицо и лицо героя. Они в комнате для мусора.

- Все, хватит, - говорит герой.

Они оказываются в заброшенном помещении.

Герой стоит у двери, мальчик у дальней стены.

- Подойди, - говорит герой.

Мальчик медленно идет к нему, держа зажигалку в руке.

Камера немного смещается, становится видно, что герой держит за спиной раскрытую бритву.

В помещение заходит художница. Пытается выдернуть бритву у героя. Тот не дается, тащит ее за волосы и ставит перед собой.

Мальчик смущается. Он стоит в паре метров от художницы.

Герой протягивает бритву художнице.

- Давай, - говорит он.

У нее появляются слезы. Она мотает головой, говорит "нет", повторяет.

Мальчик пробует выбежать из помещения, но художница хватает его за руку и волочет в угол.

Там они садятся, сначала девушка, потом к себе между ног она сажает мальчика.

Художница плачет.

- Нет, нет, - повторяет она, сжимая мальчика.

Герой подходит к ним, вышибает ногой зажигалку. Мальчик напуган, художница причитает.

- Придется все сделать самому, - говорит герой.

Он приноравливается полоснуть мальчика по шее, но девушка закрывает мальчика своими руками. Герой в борьбе убирает их.

- Слезливая тупица. Выметайся отсюда.

Художница отталкивает мальчика, тот валится в ноги героя. Девушка выбегает из помещения.

Герой бьет мальчика ногой, еще раз. Тот отползает в угол, смотрит оттуда. На лице испуг и ненависть.

Герой подходит к нему. Мальчик пытается закрыться, закрывает руками голову и шею, отворачивается к стене.

В дверном проеме появляется заплаканная художница. Подносит руку ко рту, стараясь не завопить.

Слышны стоны и хрип мальчика.

Герой идет к выходу, мальчик валяется в углу лицом вниз, немного крови на полу и стенах.

 

29. Комната чиновника. Герой, чиновник, художница, МЧ-психолог, Д-психолог.

Чиновник и герой сидят в креслах, пьют. На столе бутылки пива и сухарики.

Герой сидит молча, прикрыв рукой лицо, зевает. Художница ходит по комнате, как бы убирает, на самом деле просто переставляет предметы с места на место.

Она рассказывает чиновнику, постоянно оборачиваясь к нему.

- Я понимаю, что писатель - необычная профессия. Вдохновение, образ творца, аудитория... Это не то, что убирать улицы. Или резать картон на заводе. Это другой мир.

Чиновник прерываясь между глотками пива:

- Не трогая диски. Они специально так расставлены.

Художница продолжает:

- Я стараюсь ему помочь. Но такие мизерные средства, какие мне удается заработать.

Герой прикладывает руку ко лбу, ему неприятно.

- У нас часто бывают люди, Родион их приглашает. Это его знакомые.

Делает паузу.

- Я слежу, чтобы он был прилично одет, не голодал, как его родители.

Чиновник:

- На столе тоже ничего трогай.

- Но он этого не ценит, - она оборачивается. - Дело даже не в деньгах. Это выводит меня из себя. Наши отношения... все на пределе.

Герой говорит, не отнимая руки от лица:

- Ты дура. Ты весь день возишься со своими крысами. Расскажи ему про кокаином.

- Не надо, Родион. Не перебивай меня. Я хочу, чтобы Олег все знал. Он может нам помочь.

Герой не может сдержать улыбку. Чиновник тоже улыбается и отпивает из бутылки.

В дверь звонят. Художница идет открывать. В комнату заходят МЧ-психолог и Д-психолог.

Чиновник делает движение, чтобы перебраться на кровать, но МЧ-психолог опережает его и сам садится на кровать. Он тянет свою помощницу за рукав, та тоже садится.

Чиновник поджимает ноги и устраивается в кресле полулежа.

МЧ-психолог спрашивает у художницы:

- Есть еще пиво?

Она уходит на кухню. МЧ-психолог обращается к чиновнику:

- Ваша мама рассказывала, что вы кинооператор.

- Да, - чиновник кивает.

- Это все успешно или так, от нечего делать?

- В смысле?

- Ну, фильмы можно где-нибудь посмотреть? В кинотеатре, там. Они выходят в прокат?

- Нет, только на фестивалях. Я не снимаю для большой аудитории.

- Это позерство. Вы чувствуете себя способным и снимаете для миллионов. Или у вас уверенности и вы замыкаетесь на своих друзьях и родственниках.

Д-психолог кивает.

- Для кого вы снимаете? - спрашивает она.

Чиновник поднимается с кресла с бутылкой в руке. Ходит по комнате.

- Мне не нужно ничье одобрение. Я занимаюсь чем-то только ради своего удовольствия...

Герой обрывает чиновника. В комнату возвращается художница с открытыми пивными бутылками и бутербродами на тарелке.

Герой говорит:

- Художник не может быть не востребован.

Художница шумно ставит все на стол. Психологи лезут за пивом и бутербродами.

- Иногда талант может обогнать время, но об этом даже не стоит рассуждать. Все очень шатко, никаких четких умозаключений.

МЧ-психолог, прожевывая бетерброд:

- Можно впасть в область сомнительных утверждений. Талант находится на переднем крае времени, но это время - всегда настоящее. В любом случае, художник не свободен от общества, он творит для людей.

Чиновник ожесточается:

- Я творю не для людей. Я даже не считаю себя художником. Мне на все это наплевать, насрать даже.

Д-психолог улыбается, пьет из бутылки.

Художница садится у ног героя и кивает, пока говорит чиновник.

Потом вмешивается:

- Нет. Это не так. Я сама в этом разбиралась, пыталась объяснить все Родиону, но он меня не слушает. Художник всегда самостоятелен, но все равно ищет признание. Невозможно просто сидеть дома и писать стихи, которые никто потом не прочитает. В этом не будет никакого смысла.

Герой отнимает руку от лица. Чиновник сморкается в салфетку.

- Мне надо принять таблетку, - говорит он.

МЧ-психолог привлекает всеобщее внимание каким-то жестом.

Он говорит:

- Хорошо. Мы отвлеклись. Я хотел поговорить о другом.

Его помощница кивает и берет со стола еще один бутерброд.

Художница:

- Вы хотите нам что-то предложить?

Психолог ставит бутылку на пол.

- Вроде того. Пока это только общественный заказ. Дальше увидим, что получится.

Художница смущается:

- Нам ничего не заплатят? Можно хотя бы надеяться?

МЧ-психолог поднимает бутылку, делает большой глоток. Он улыбается, наклоняется к художнице и берет ее за руку.

- Понимаете, что... Вы очень милая... Но вокруг одна сплошная грязь. Люди часто ведут себя как скоты. Вы согласны?

- Да.

Художница сжимает руку молодого человека. Стараясь не смотреть на героя, сдерживает слезы.

- Они самые настоящие свиньи.

Чиновник в это время вставляет диск в проигрыватель, нажимает на кнопку и все утопает в громкой музыке.

 

30. Офис. Герой, Д-психолог.

Герой и Д-психолог беседуют в офисе. Это просто пустая светлая комната, стол и два стула.

Герой расстроен, голова опущена вниз, он смотрит на свои ноги. Девушка курит и стряхивает пепел в пепельницу.

- Я не могу заставить себя писать. На первом курсе я написал несколько стихотворений...

Девушка:

- Я понимаю...

- Я отправил их матери.

- И что?

- Я...

Герой замолкает, не зная как продолжить и некоторое время молча сидит. Может даже жестикулировать, показывая, что не находит слов.

- Что случилось после того, как вы отослали стихи матери? - психолог немного улыбается, герой ей смешон.

Он продолжает:

- С тех пор я чувствую себя неудачником. И в литературе тоже... В литературе больше всего.

- Может быть, вы не будете больше писать? Стоит отказаться?

- Мать прислала мне их назад. Она отксерокопировала их совершенно переделанными. Она разослала их всем своим друзьям и мне, переделанные.

- А сейчас вы пишете?

- Да, я хочу... Я даже поступил в институт из-за этого. Я стараюсь делать это как можно чаще.

- Хорошо. Вы женаты?

- Нет... почти. Она художница. Она постоянно подсовывает мне ручку и бумагу. Хочет, чтобы я писал без остановки. Но это же невозможно.

- Нам... не хватает денег. Мой отец все время говорит об этом. Он считает, что без денег не стоило и начинать.

Психолог пытается перебить героя, но он не обращает внимания. Все это его сильно завело.

Он продолжает:

- Он говорит: деньги, зарабатывать... Может быть, он даже и прав. Но я все равно не хочу обращать на него внимание. Не хочу даже слушать его. У писателя не должно быть отца.

- Он просто блюет на людей. Он единственный человек, которого я хотел бы убить. Может быть, еще мать... Нет, мать, наверно, не такая.

- Она просто вяжет свои кофты, не обращая на него внимания. Она такая же как я. Мы жертвы.

Герой выдыхается и без выражения смотрит перед собой, впадает в прострацию.

Психолог закуривает новую сигарету. Она тянется через стол и берет героя за руку.

-Это ужасно... - говорит она. - Но всегда есть выход. Я могла бы предложить вам работу... Можно даже у нас. Свободный график, неплохая зарплата. Тоже творчество в каком-то смысле.

Герой, не двигаясь и не меняясь в выражении, сидит за столом.

 

31. Комната чиновника. Мать чиновника, МЧ-психолог.

Психолог медленно обходит комнату, рассматривает диски и книги. Мать стоит около кресла, не решается сесть.

- Я лучше сама все сделаю. Олег очень порядочный, но постоянно болеет, с самого детства.

- Что вы хотите сделать?

- Мы хотим следить за мусоропроводом. В него засовывают крупные вещи, льют бензин, кидают собак и горящие окурки. Мы когда-то повесили объявление, но этого недостаточно. Надо устроить дежурство.

Молодой человек достает и открывает книги, читает задники обложек дисков.

Он подходит к письменному столу, на котором рассыпано немного белого порошка. Водит пальцем, нюхает. Мать беспокойно следит за его перемещениями.

- Хорошо. По логике сложившейся ситуации предполагается, что вы проявите инициативу. Когда придет ваш сын?

- Я лучше сама. Он может очень болезненно отреагировать.

- Но он же подписал?

- Я знаю... Он мог подписать, не задумываясь, не отдавая себе отчет о последствиях. Я счделаю все сама.

У психолога звонит телефон.

- Нет, я все еще в одиннадцатой.

- Да, есть адреса.

- Не знаю сколько. Думаю, что много.

- Этот кретин, наверно, меня избегает. Я прихожу, а его все время нет.

- Хорошо. Извините.

Он первый раз поворачивается к матери.

- Дайте мне адреса всех, кто собирается дежурить у мусоропровода.

Женщина начинает суетиться, достает здоровую записную книжку.

Молодой человек не выдерживает, раздраженно говорит:

- Быстрее, мне давно пора идти.

Женщина быстро листает книгу.

Она тихо говорит:

- Невозможно остаться нормальным человеком, когда приходится жить в таких условиях.

 

32. Офис. Герой, чиновник, художница, психолог, МЧ-психолог.

Психолог и МЧ-психолог выходят из помещения.

Оставшиеся герой с чиновником сидят за столом друг напротив друга, беседуют. Художница с испуганным заплаканным лицом смотрит на них. К концу эпизода испуг возрастает, она снова начинает плакать.

Герой:

- Я отвлекался, а затем снова включался. Я знаю о людях и их глазах очень много и с каждым днем узнаю все больше.

- Мне иногда хочется поработать, но я не знаю, что делать. Потому что, когда я начинаю работать, я теряю контакт. Я устраняюсь, по большому счету.

Чиновник:

- Я хотел бы... Я не хочу, чтобы на меня нападали.

Герой:

- Все равно остается вопрос...

Чиновник:

- Какое у вас образование?

Герой:

- Образование?

Чиновник:

- Да. Вы достаточно умны, чтобы закончить школу, верно?

Герой:

- Верно.

Чиновник:

- Но и противоположное тоже верно.

Герой:

- Что значит противоположное? Противоположное чему?

Чиновник:

- Тому, что я не хочу, чтобы на меня нападали. Я могу согласиться... чтобы меня повели, куда вы решите. Но я не хочу, все равно.

Герой:

- Я не могу тебя понять... уже несколько месяцев.

Он прикладывает руку к лицу.

- Мне хочется поделиться с тобой тем, что у меня на уме. Поделиться отчаянием ... чтобы получить сдачу.

Чиновник:

- Меня почти всегда выталкивают отовсюду. Ну, вот. Я занимаюсь четырьмя-пятью разными вещами, пытаюсь чего-то добиться, пытаюсь найти в этом удовольствие.

Герой:

- Что вы обычно делаете?

Чиновник:

- Меня тянет рисовать. Я нарисовал две... давно. Меня зачаровывает ощущение потока...

Герой:

- Я не понимаю. Вы работаете, зарабатываете?..

Чиновник:

- У меня совсем нет друзей. Я не ощущаю надежды. Я ничего не делаю на работе. Сижу за столом. Даже не общаюсь ни с кем.

Герой:

- Только беспомощность, когда пытаешься все делать в одиночку, унижение, когда вынужден просить о помощи....

Он начинает плакать вместе с художницей.

Чиновник:

- И стыд.

 

33. Офис, улицы, квартира чиновника, темное помещение с мониторами. Герой, чиновник, психолог, МЧ-психолог, Д-психолог, девушка, мать чиновника, продавщица.

Офис. Художница кидается к герою, когда тот достает бритву. Герой убивает ее.

Чиновник встает и отшвыривает стул, на котором сидел.

Художница остается лежать на полу, заляпанная кровью. Она еще с трудом дышит, но уже не долго.

Молодые люди выходят. Проходят по коридорам. Где-то на лестнице встречают психолога.

Она поднимается, улыбаясь им. Герой и ее режет.

- Нужно еще разобраться с ее помощниками, - говорит чиновник.

- Где они? - орет герой и бьет психолога ногой по лицу.

Та уже не поднимается.

Герой с чиновником проходят по улицам. От центральных проспектов до вонючих закоулков в промышленных районах.

Несколько раз герой достает бритву, идя за неизвестными прохожими. Он пытается зарезать их, но всегда что-то мешает.

Наконец, они приходят к дому чиновника.

Чиновник открывает дверь, они в квартире.

Мать чиновника выходит их встретить.

- Олег, почему так долго? - она взволнована, но рада. - Здравствуй, Родион.

Герой достает бритву, но чиновник мешает ему и отталкивает.

Мать продолжает:

- Здесь какие-то люди, твои знакомые, Олежек. Они в комнате.

Молодые люди проходят в комнату.

Здесь играет музыка. МЧ-психолог в кресле, у него на коленях сидит продавщица. Они целуются. При виде чиновника психолог отстраняет продавщицу.

- Сраные мудаки, - орет чиновник.

Герой подбегает к ним и режет бритвой лица.

В комнату заходит мать. Она недоумевает.

- Выйди отсюда, - кричит на нее чиновник.

Женщина поворачивается, делает шаг к коридору, но к ней подскакивает герой и проводит бритвой по горлу.

- Ладно, - говорит чиновник. - Все равно это когда-нибудь произошло бы.

Чиновник достает свою видеокамеру, снимает валяющиеся тела, некоторые еще шевелятся.

- Идем, - говорит он герою.

Они выходят.

Снова улицы, самые грязные и вонючие. Уже темно.

Молодые люди в темной комнате с двумя мониторами.

Из другой комнаты выходит Д-психолог с бумагами в руках. Герой убивает ее. Девушка валится на пол, бумаги разлетаются вокруг нее и заляпываются кровью.

Невидимая камера снимает помещение, поэтому все происходящее транслируется еще и по одному из мониторов.

На втором мониторе крутится запись убийства девушки чиновника.

Чиновник, озадаченный, подходит к монитору, тупо смотрит в него.

- Наташа, - говорит он.

Узнает героя, убивающего Наташу. Оборачивается к нему.

- Что это, Родион?

Тот мнется.

- Это... я говорил тебе... это судьба. Так подстроили психологи. Идем отсюда.

Тащит чиновника за плечо, тот упирается, замечает в углу лежащий спиной труп.

Чиновник высвобождается и подходит в трупу, поворачивает его к себе. Это его девушка, Наташа.

Он оборачивается и герой полосует бритвой по лицу. Кадр из начальной сцены с падающим черным предметом рядом со стеной дома.

Чиновник валится на пол. Минуту камера одним кадром снимает только его.

 

34. Природа (поляна или опушка леса), туман. Герой.

Монолог героя.

- Пять лет моей писательской карьеры. Приближается шестой. Но значит ли это хоть что-то, кроме окончания пятого? Для старого года нового не существует.

- Писатель как время, он обновляется вопреки здравому смыслу, он почти свободен.

- Я был бы не против так и остаться начинающим графоманом. Не участвовать в этих профанациях, называемых литературой.

- Я бы мог хоть что-то наладить в своей жизни. Но можно ли так делать? Странно, очень странно терять себя на ровном месте.

- Пять лет писательства унесли многое, они унесли практически все. Все, что можно было ощутить в будущем.

- Я уже никогда не стану настоящим писателем. Потому что я просто уничтожитель собственного времени. Это все только от моей глупости и непоследовательности.

- Я бы хотел отправиться в деревню и работать лопатами, а не мыслью. Я исчерпан.

- Мне жалко эти пять лет, потому что я многое не понял, ничего не сделал и почти ничего не увидел. Хотя я все равно чувствую себя писателем. Это как кастрация, я растворяюсь в окружающих предметах.

- Старые знакомые избегают меня, и правильно делают. Я совершенно невменяем ни для семьянина-обывателя, ни для асоциального позера. Я бесполезен, нищ и без единой свежей мысли.

- Даже сейчас я всего лишь ною и тешу себя надеждой, что будущие пять лет принесут что-то значительное. Но это не я, это мое тупое бездонное убожество.

- Мне самому, лично, лучше утопить себя где-нибудь загородом. Чтобы даже останки никого не взволновали.

Герой уходит в направлении леса или просто туда, где туман сгущается в непрозрачное облако.