[главная :: идеологии.смерти :: ускользающее безобразие]




Маргарита Кривченко. Ускользающее безобразие. ноябрь, 2004

«Что?» (“Che?”)
Роман Полански 1973
Италия – Франция - ФРГ

Молодая путешественница в силу непредвиденных обстоятельств попадает на странную итальянскую виллу.
Бездельничающая культурная идиотка, едва избежав изнасилования на дороге, перебирается по воздуху в изящный пансионат, где происходят еще более интересные вещи.
К середине фильма мы узнаем национальность путешественницы (конечно, американка).
Как ее зовут, мы не узнаем совсем, потому что сначала это вообще никому не известно, а потом ее звать уже не надо. Она демонстрируется сама сразу везде и первая задает вопросы. Остальным персонажам достаточно жестикулировать, чтобы к ней обратиться.

- Как твоя нога?
- Моя нога?
- Да. Я ясно видел, она – голубая.
- Нет, нет. Это ничего, не беспокойтесь. Просто немного краски.
- Я думаю, ты бы показала мне ее. Так было бы лучше, было бы лучше, клянусь тебе, с любой точки зрения. Она сухая?
- Да, абсолютно.
- А на вид не похоже.
- Сухая, клянусь.
- Пожалуйста, поближе.
Осторожно трогает пальцем краску, отворачивается.
- Да, сухая.
- Я же говорила.


Знакомство с мировой культурой – прямая провокация и совращение. Не для субъекта, а для окружения, естественно. Окружение естественно этим пользуется. Попросту идет на поводу. Со всех террас открывается замечательный вид на море. В фильме используется музыка Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига Ван Бетховена. По мере необходимости используется живопись, дизайн и священник. Ненавязчиво – тело, приветливость и вещи американки.

- У меня все перепуталось, и я бы хотела, чтобы вы…
- Чтобы я услышал вашу исповедь?
- Нет, нет. Мне нужен совет. Со мной творится что-то очень неладное. Совпадения. Целая цепочка. Понимаете, о чем я?
- Какого рода?
- Например, на нижней террасе, только что. Раздавили шарик для пинг-понга. Но дело в том, что его раздавили вчера. На него наступили, а потом велели слушать, но я ничего не слышала, понимаете? Иными словами, одно и то же случилось дважды.
- Вчера?
- Вчера и сегодня, дважды.
- На нижней террасе?
- Да.
- Ветра не было?
- Вчера?
- Сегодня.
- Нет. А еще – я только что слышала эти стоны в коридоре. Вот и не знаю, идти ли мне снова к ним. Как вы думаете?
- К кому?
- К Джимми, Тони и Малышу Москиту.
- По-моему, ни в коем случае.
- Я знаю, это в принципе не правильно, но вчера все было так ясно. Они даже сказали, как к ним пройти.
- А сегодня?
- Нет. Что мне делать?
- Пути Господни неисповедимы. Надо всегда делать то, что подсказывает совесть. Всегда.


Учтивый таракан уползет с вашей тарелки сразу, как только вам это не понравится. Что скрывается за этим безразличием: желание осквернить или томик Ницше в руках фрау Гертруд? «Куда катится церковь.» То есть не более того, что она напишет в своем дневнике. Никакого абсурда. Алиса, наконец, отдыхает со всеми своими кроликами.

С первой до последней секунды – шикарнейший фильм, предвосхищение всех эстетствующих режиссеров, итальянцев в особенности, на полвека вперед. Только через 23 года Бертолуччи посмел снять свою идиотскую «Ускользающую красоту».

первая публикация